Русский

Урок Канта- Истина не определяется мнением большинства PDF Печать Написать письмо
03.11.2009 11:14

Истина не определяется мнением большинства

В свое время известный немецкий философ и родоначальник немецкой классической философии Иммануил Кант, рассматривая вопрос истинности того или иного явления, говорил, что истина не определяется мнением большинства. Достоверность этих слов находим в исторических примерах. Вспомним хотя бы Николая Коперника, средневекового польского астронома и математика, поставившего под сомнение Птолемеевскую систему мира, согласно которой центральное положение во Вселенной занимает неподвижная Земля, вокруг которой вращаются Солнце, Луна, планеты и звёзды. А ведь такая картина мира на протяжений многих столетий преобладала не только в среде астрономов, но даже и среди христианских мыслителей. Другим примером может быть Мартин Лютер, христианский теолог, инициатор Реформации, переводчик Библии на немецкий язык. В 1517 году, когда католический понтифик папа Лев X выпустил буллу об отпущении грехов и продаже индульгенций за деньги, молодой католический монах взрывается критикой такого подхода к спасению человеческих душ, публично сжигает папскую буллу о своем отлучении от церкви и обращаясь к христианскому дворянству немецкой нации, предлагает бороться с папством. Другой же немец, Адольф Гитлер, склонил на свою сторону большинство христианских церквей Германии, а его национал-социалистические идеи поддерживала подавляющая часть населения. И лишь отдельные личности, такие как: Дитрих Бонхоффер и Исповедническая церковь, к которой он принадлежал, а также антифашист и антикоммунист Карл Войтыла, более известный нам как Папа Иоанн Павел II, выступали против гитлеровского статуса кво.

Уроки истории учат нас тому, что критерием истины не может быть публичное или всеобщее признание. Если какую-то информацию разделяет большинство, то это еще не значит, что на их стороне истина. Иначе в разряд истин попали бы все предрассудки: а их, как правило, придерживается подавляющее большинство коллектива, общества. Короче говоря, истина не может быть установлена путем голосования. Есть все шансы на то, что она может быть и на стороне меньшинства. Вообще, как показывает история, истина поначалу является достоянием либо одного человека, либо небольшого круга единомышленников. Когда-то теория относительности была истиной только Эйнштейна. Другое дело, что истина, если это действительно истина, рано или поздно все таки найдет свой путь к сердцам/умам большинства. Судьба истины обычно такова: сначала ее все отрицают, затем начинают критиковать и наконец, она становится общепринятым мнением. Итак, не все то, что разделяет большинство, является истинным.

В своей интереснейшей книге (недавно вышедшей на русском языке) «Бунтарь Иисус» (Jesus: Uncovering The life, teachings and relevance of Religious Revolution), американский профессор культуры и религии Маркус Борг (Marcus J. Borg) показывает читателю Иисуса, постоянно ставящего под сомнения устоявшиеся мнения большинства своих современников. Например, общепринятым мнением того времени было то, что «если ты наслаждаешься богатством, то ты жил правильно; если же ты скатываешься к нищете, это твоя ошибка. Богатые заслужили свое богатство, а бедные – свою нищету». А Иисус постоянно обличает богатство в своих притчах и высказываниях, говоря: «горе вам, богатые», «блаженные нищие» (Лк.6:20-26). Иисус предостерегает своих последователей от погони за богатством «Смотрите, храните себя от всякого любостяжания, потому что и при изобилии жизнь человека не зависит от его имущества» (Лк. 12:15). Другими словами Иисус бросает вызов устоявшемуся мнению о процветании, показывая, что богатство идет рука об руку вовсе не с мудростью, а с безумием (Лк. 12:16-21). Или другой пример – ритуальная чистота, которая так же была одной из ценностей Израиля. В мире Иисуса, человек, по общепринятому обычаю, пытался всеми способами избежать нечистоты. Общепринятым было мнение преподнесенное фарисеями, самыми ревностными иудеями того времени, которые основывались свою практику чистоты на книге Левит. Именно эти религиозные лидеры видели в святости Бога намек на чистоту. К которой должен стремиться правоверный иудей: «святы будьте, ибо свят я Господь, Бог Ваш» (19:2) – чистоту. Отсюда к нечистым стали причисляться: прокаженные, женщины, страдающие кровотечением, одержимые люди, контактирующие с такими животными, например как свиньи, самаряне, и даже бедные люди. Общество диктовало мнение, что условием чистоты есть – определенное внешнее поведение, Иисус же, выступая против мнения большинства, говорил, что источник чистоты – находится где-то внутри человека, то-есть в «сердце» (Мк. 7:21). Кестер Бревин (Kester Brewin) в своей книге Признаки Возникающего/Появляющегося (Signs of Emergence: A Vision for Church That Is Always Organic/Networked/Decentralized/Bottom-Up/Communal/Flexible/Always Evolvin) говорит о том, что «Новая Церковь будет местом переоценки отношения к грязному, положительному отношению к нему. Она будет мотивированна движением в противоположную сторону от стерильных условий, к реальности, которая показывает, что грязь и пыль были всегда вокруг Христа… Меня больше интересует то, что как в нашем обществе, так и в любом обществе предыдущих этапов истории, именно религия устанавливала границы. Наши границы, того что необходимо считать грязным, влияют на форму религиозного контроля над людьми, которая проповедует, кто «в», а кто «вне», какое поведение приемлемо, а какое нет. Я лично убежден, что Новая Церковь, подобно Христу, будет осуществлять переоценку этих границ, и как результат такой переоценки, станет местом- прибежищем для тех, кого заклеймили «грязными/нечистыми…..».

Но как все это можно «привязать» к теме простых церквей? Да очень просто! Я перефразирую это так: не всегда то, что считается традиционным и общепринятым является критерием истинности. А ведь каждый из нас является «традиционным» в своих взглядах, вне зависимости к какой бы конфессии он не принадлежал, должен помнить, что мы все еще «видим как бы сквозь [тусклое] стекло, гадательно…теперь знаю я отчасти…» (1 Кор 13:12). Никто не способен смотреть на реальность с нейтральной точки зрения, отчужденной от истории, культуры, определенного способа мышления. Напротив мы с вами видим вещи с конкретной позиции, а наше место в обществе, все еще продолжает формировать нас. В этом плане, наверное, выгодней быть философом чем богословом, так как, одна из самых главных задач философии – это ставить под сомнения, то, что считается устоявшимся и общепринятым. На протяжении многих столетий христианские мыслители догматизировали прихожан, создавая определенные рамки, которые мы сегодня называем традицией. Но давайте вспомним, что сегодня мы с вами живем в эпоху подозрения/сомнения. И отчасти это не плохо! Возможно, благодаря сомнению во мнении большинства, и родились многие современные христианские «движения», одним из которых и является «Простая Церковь», которая дерзнула переосмыслить такие темы, как: церковные собрания, Вечерю Господню, место церковных собраний, руководство, духовное покровительство, проповедь Евангелия, апостольскую традицию и т.д. (смотри например книги Френка Виолы).

Кто-то однажды сказал, что есть Церкви, которые не заинтересованы в духовном и интеллектуальном росте своих прихожан, потому что так ими сложно будет управлять/манипулировать. Такие церкви плодят терпимых по отношению к мнениям и убеждениям своих наставников/учителей/пастырей. В своей книге Великий Спорщик (Christ the Controversialist), Джонн Стотт (John R.W. Stott) говорит, что «очень легко быть терпимым по отношению к убеждениям других, если у самого нет твердых убеждений». Для таких людей сложнее всего согласиться с великим русским писателем, Львом Толстым, отлученным за свои радикальные взгляды от православной церкви, который в своем замечательном произведении «В чем моя вера?» писал так: «церковное учение, несмотря на то, что оно назвало себя христианским, есть та самая тьма, против которой боролся Христос и велел бороться своим ученикам..Христово учение есть уже само по себе протестантизм, то есть отрицание не только обрядовых постановлений иудаизма, но и всякого внешнего богопочитания». Возможно, стоит тем, кто принадлежит традиции, все таки прислушиваться к мнению тех, кто еще не «вписывается» в традицию, кто возможно молод, кто не превосходит количественно и т.д.. Когда же мы, наконец, усвоим урок преподанный нам Кантом о том, что мнение большинства еще не является признаком истинности.

Денисенко А.В.

 

Комментарии  

 
#12 Aleksandr 2010-02-14 01:24 …а голову полную мозгов нам Господь дал не только чтобы ею видеть и слышать и ещё в неё есть =) , а для того, чтобы ею ДУМАТЬ! Цитировать
 
 
#11 Aleksandr 2010-02-14 01:19 Честно, вот читал и во мне дух радовался! Цитировать
 
 
#10 Daniel Chernega 2010-02-14 00:42 Статья хорошая и заставляет задуматься. А думать и переосмысливать в любом случае ХОРОШО!!!!!! Цитировать
 
 
#9 Анатолий Денисенко 2009-11-12 19:25 Да и еще Богдан. Если Вы называете богословие - теорией, то скорее всего Вы и понятия не имеете, что такое богословие. Цитировать
 
 
#8 Анатолий Денисенко 2009-11-12 19:23 Согласен с Константином п поводу его слов "На протяжении жизни человеку свойственно быть в духовных поисках. А это предполагает более глубокие изыскания и не только в глубинах своей души, но и по иным теологическим источникам. И ваш путь с Богом не исключение. Духовные поиски свойственны большинству истинно верующих христиан. Когда-нибудь вы вспомните написанные мною здесь слова".
И не согласен с Богданом по поводу "И я для весомости своих аргументов не буду прибегать к помощи большинства-(святой такой то, и еще один хороший и умный человек в свое время говорил, то что я говорю сейчас, и православие почти со мной согласны и вот такая школа теологии тоже почти согласна)."
Если бы не богословы Уважаемый Богдан, то сложно сказать во, что бы Вы сейчас верили :)))). Вообще сложно сказать существовала бы сегодня вообще христианская вера, как таковая. Думаю не было бы и Священного Писания, если бы некоторые монахи-богословы не перевели бы Вам Библию на Ваш родной язык. Наверное бы Вы и в Троицу не верили бы, если бы не богословы Никкейского и последующего после него соборов не сидели бы годами и не ломали бы головы над тем, что же хотел сказать Иисус и апостолы. Поэтому воздержитесь от резкой критики. Вы каждый день пользуетесь тем, что за Вас сделали ученые люди, но как-то не лестно отзываетесь о них :)))).
Цитировать
 
 
#7 Константин 2009-11-12 06:44 Цитирую Богдан:
[quote name="Константин"]
Когда я был близко к смерти …
Проповедуйте Христа, а не учение.


Безусловно и я проповедую Христа. Ошибочно думать, что христиане изучающие теологию дальше стоят от Бога нежели те кто заявляет о своем исключительном водительстве Спасителем. Только я проповедую НЕ на основе воспоминаний о своей тяжкой доле и сентиментальнос ти, а на основе теологии, истории христианства, сравнительного богослови и пр. семинарских предметов.
И вы к этому придете. Возможно это произойдет когда почувствуете ответственность перед Богом и его народом за то что проповедуете и чему учите.
На протяжении жизни человеку свойственно быть в духовных поисках. А это предполагает более глубокие изыскания и не только в глубинах своей души, но и по иным теологическим источникам. И ваш путь с Богом не исключение. Духовные поиски свойственны большинству истинно верующих христиан. Когда-нибудь вы вспомните написанные мною здесь слова. А пока предлагаю мир ради Христа. Завершим эту дискуссию. Бог всё усмотрит.
Предлагаю Вам стать участником Семинарии которая открыта в Сообществах-Группы.

ReformedOrthodo
Цитировать
 
 
#6 Богдан 2009-11-11 13:28 Цитирую Константин:
Хорошо бы узнать что вы используете в своей духовной практике (имя богослова, теолога, название богословской школы). Насколько вами проповедуемое учение выдержало проверку временем?


Отвечу вам , в моей жизни было так я встретил врача у которого ранее лечился.
Врач сказала ,что я на много лучше выгляжу,и спросила где лечусь у какого доктора ?
А я на то время уже несколько лет не был в больнице.
Я ответил что у меня тетерь самый лучший доктор -это Иисус Христос.
Врач сказала ну это понятно Иисус всем доктор, но этого мало нужен еще и человек врач и проверенные методы лечения.
Так вот имя моего Бого-Слова, это Иисус и Его мне достаточно .
Общаться я могу со всеми верующими но критерием Истины останется Иисус.
И я для весомости своих аргументов не буду прибегать к помощи большинства-(святой такой то, и еще один хороший и умный человек в свое время говорил, то что я говорю сейчас, и православие почти со мной согласны и вот такая школа теологии тоже почти согласна).
Когда я был близко к смерти никто не мог мне помочь ,и меньше всего я думал в тот момент о теологических теориях .Вот только тогда Бог стал для меня реальным спасителем,а не теорией.

quote name="Константин"]Насколько вами проповедуемое учение выдержало проверку временем?

А какое учение выдержит проверку?
Проповедуйте Христа, а не учение.
Цитировать
 
 
#5 Константин 2009-11-11 06:36 Цитирую Богдан:
На мой взгляд большинство или меньшинство это не аргумент для доказательства истинности мнения.
Есть язык программировани я php и принцип-если действие соответствует истине то происходит одно действие если нет то иначе.
Если действия и мысли меньшинства- соответствуют истине то право меньшинство.
Если действия и мысли большинства- соответствуют истине то право меньшинство
Нас меньше мы правы или нас больше мы правы не верная постановка вопроса.
А церковь в Киеве будет отличаться от церкви в Африке, а желание сделать церковь по своим правилам по своему подобию можно тоже назвать (реформацией )


Хорошо бы если бы каш текст, Богдан, был написан в отношении обсуждаемой статьи. Я заметил тенденцию. Как только я отпишу свое мнение по поводу размещенной статьи, то после моего текста участники обсуждений забывают о главном - о той статье которая предложена к обсуждению. После моего текста переключаются все на мой текст. Это интересная тенденция.
Ну а раз так, позволю себе переключиться на Ваш текст, Богдан. Поддержу традицию.

По последнему Вашему предложению дам пояснение ибо это предложение в мой адрес направлено.
За все годы служения я никогда не проповедовал своё доселе никому не ведомое учение. В моих деяниях нет места фантазиям. Все что я предлагаю это проверенные веками церковью Божией теологический и практический духовный арсенал. Лишь только то что апробировано на практике, лишь только то что церковь принимает в соответствии с Писанием предлагается мною.
Придумывать новое (новые правила, новые учения) никогда не было на моем вооружении.
Церковь это Тело Христово. То что Тело Христово использовало или использует я и предлагаю. Святой Дух не вчера сошел с небес. Он послан 2000 лет тому назад. Церковь (Тело Христа) под влиянием Святого Духа формировала духовный арсенал многие века и я лишь пытаюсь пропагандироват ь вечные ценности полезные для современной церкви.
Я пропагандирую вероучение написанное патриархом Кириллом Лукарисом 400 лет тому назад. Православие К.Лукариса умудрилось дважды лишить патриаршего сана. Причем патриарх был умерщвлен насильственной смертью за написание вероучения. И моего тут ничего нет.
На мой взгляд в служении Богу нужно использовать те теологические наработки которые прошли временное испытание.
В служении я работаю как любой работник производства. Не будет же специалист химической промышленности придумывать собственную таблицу Менделеева или инженер строитель новую меру длинны и высоты. Это абсурд. Вот и в церковном служении нужно использовать те теологические наработки которые прошли временное испытание, которые даны церкви по благодати Божией во Св.Духе.
И возвращаясь к патриарху скажу что он был в меньшинстве, его я и имею ввиду говоря о меньшинстве, Христос тоже был в меньшинстве. И тут просматривается тенденция для истины.
Нужно изучать Историю Христианства. Для служителей этот семинарский предмет важнейший. Изучение истории Христианства ограждает верующих от ошибок прошлого, от появления в обществе тоталитарно-культовых процессов, нездорового безоговорочного лидерства и т.п.. И эта проблема актуальна для все не исключая и Простые Церкви.

О истине.
Помните, что если вы несете истину, вас всегда будут гнать, оскорблять, злословить, унижать, поливать грязью. Это если хотите Библейский принцип. Если вас принимают, любят и ни слова вам против, если за вами идут толпы, значит вы не в истине ( не на этом ли Библейском принципе Простая Церковь устроена?). Кант это понимал. Хотите быть умнее Канта? Если вы в меньшинстве, если вас гонят и оскорбляют - радуйтесь. Значит вы на верном пути. Вот этот принцип исходящий из Библии и должен быть в нашем служении маяком.
И в заключении.
Хорошо бы узнать что вы используете в своей духовной практике (имя богослова, теолога, название богословской школы). Насколько вами проповедуемое учение выдержало проверку временем?
Цитировать
 
 
#4 Константин 2009-11-10 16:54 Цитирую Богдан:
Реформация начинается с себя, а не с соседней церкви. Мне кажется что вы Константин начали реформацию (соседней) простой церкви


Намек понятен.
Цитировать
 
 
#3 Богдан 2009-11-08 12:21 На мой взгляд большинство или меньшинство это не аргумент для доказательства истинности мнения.
Есть язык программировани я php и принцип-если действие соответствует истине то происходит одно действие если нет то иначе.
Если действия и мысли меньшинства- соответствуют истине то право меньшинство.
Если действия и мысли большинства- соответствуют истине то право меньшинство
Нас меньше мы правы или нас больше мы правы не верная постановка вопроса.
А церковь в Киеве будет отличаться от церкви в Африке, а желание сделать церковь по своим правилам по своему подобию можно тоже назвать (реформацией )
Цитировать
 

Поиск

RocketTheme Joomla Templates
spankbang porndownload